Рост прибыли ломбардов в расцвет удаленной работы
Ломбард - это юридическое лицо, которое предоставляет людям услуги краткосрочных займов и хранения имущества. Ломбард - одна из отраслей которая имеет краткосрочный жизненный цикл, имущество, которое граждане сдают под залог реализуется после окончания срока хранения без судебных тяжб и “выбивания” долгов. Как итог: ломбард продает имущество и возвращает свои затраты, а клиент остается с деньгами которые он получили при залоге имущества.
Маркетинговая стратегия финансового рынка ломбардов имеет несколько особенностей:
- товар не нуждается в градации качества или присвоения статуса;
- бизнес не возможно расширить за счет внедрения дополнительных услуг или товаров;
- правильный выбор канала сбыта на основании географии;
- продажа товара на более выгодных условиях, чем смежные рынки.
Весь рынок ломбардов делят на три основных сегмента:
- сеть ломбардов - имеют филиалы более чем в пяти городах, основная специализация: выдача займов под залог золотых изделий;
- региональная ломбарда - выбирают один регион, выдают займы населению под залог ценного имущества;
- автоломбарды - принимают от населения транспортные средства (документы на них) и выдают залоги.
В современном рынке все чаще встречаются случаи, когда под ломбардами маскируются небольшие комиссионные магазины. Такие конторы, часто идут на обман и продают залоговое имущество сразу, не дожидаясь окончания срока залога.
Жизнь ломбардов в реалиях кризиса
Только бизнес в России смог выдохнуть после пандемии коронавируса, как начался кризис в связи с политической обстановкой. Не смотря на то, что экономический кризис набирает обороты, работа ломбардов идет “полным ходом”. По статистическим данным в режим самоизоляции прибыль ломбардов увеличилась на 25%. Самый большой прирост обращений в ломбарды зафиксирован в Московской области. В 80% случаях население сдает под залог ювелирные украшения. В прошлом году, статистика по ломбардам Московской области показала, что люди за год принесли в ломбарды имущества на сумму более чем 35 млд. рублей. При этом средняя сумма залога составила около 20 000 рублей, срок погашения займа - 60 дней. Срок просрочки вырос в два раза.
Аналитики объясняют это тем, что люди боятся осложнения экономической ситуации в стране. Так в пандемию многие ломбарды пошли на встречу своим клиентам, продлили сроки залога и даже отменили начисление процентов, будет ли такой шаг “щедрости” в 2022 году пока неизвестно. Из выступления президента ассоциации ломбардов стало понятно, что ломбарды планируют повышать свою прибыль в режиме кризиса. Основной актив - золото.
Тренды и проблемы рынка ломбардов
Ломбарды не стоят на месте, развиваются и вводят новые тренды, основные из них:
- снижение числа участников сделки и увеличение портфеля и объема выдаваемых займов;
- крупные сетевые игроки расширяют географию;
- сетевые ломбарды “подавляют” региональных игроков;
- переход работы в онлайн режим;
- мелкие ломбарды, которые не прошли в Гос. реестр ломбардов поменяли квалификацию в комиссионные магазины или вовсе закрылись;
- новые участники не видят привилегий заходит на рынок из-за развития сетевых ломбардов.
- ЦБ стал жестко контролировать работу ломбардов;
- контроль оборота драгоценных металлов;
- большой пакет отчетности перед органами государственной власти;
- увеличение невыкупа со стороны заемщика (низкий спрос на заложенное имущество, имущество теряет цену при долгом залоге, выявление недостатков заложенного имущества);
- изъятие залогового имущества полицией в связи с тем, что она была украдена;
- недостаточная компетенция оценщика.
Развитие ломбардов
Термин "ломбард" входит уверенным шагом на рынок займов и делает услугу еще доступнее для населения. Если ломбарды смогут внедрить автоматизированную систему на рынок, то бизнес сможет сократить статью затрат на 30%, при этом чистая прибыль вырастет в два раза. Интернет - неотъемлемая часть нашей жизни, уже сегодня пользователь в среднем проводим на просторах интернета около 8 часов. Этот фактор “заставляет” бизнес переходить на работу в онлайн режиме. Ломбарды - не исключение, они ищут способы автоматизации и сближения с целевой аудиторией.
Сейчас, большие сети ломбардов активно развивают свой бизнес в интернете, создают свои сайты, открывают странички в популярных социальных сетях, создают ботов, которые помогают оперативно реагировать на сообщения клиентов. Когда бизнес переходит в работу онлайн, руководителю нужно обязательно задуматься над тем, что отчетность и коммуникации должны также формироваться в интернете. Для этого можно воспользоваться облаками, которые предлагают своим клиентам хранение всех документов, общение внутри сети сотрудников, ведение бухгалтерии и другие преимущества.
Ломбарды - это отрасль финансовых организаций, которые развиваются и автоматизируются. При правильном подходе, бизнес будет приносить хороший доход с минимальными вложениями.