Как запустить маркетплейс и не прогореть?
Так как вокруг всё переходит в интернет, торговля товаром тоже в большей степени осуществляется без личного контакта покупателя и продавца. Особенно в послековидную эпоху. Из-за этого на смену огромным торговым центрам с магазинами на любой вкус приходят огромные сайты с чем? Правильно, магазинами на любой вкус, в которые нужно не ходить, а нужно сидеть или лежать. Собственно, название им – маркетплейсы.
И так как маркетплейсы это такой же бизнес, ими хочется заниматься и зарабатывать больше остальных. Но для заработка проект нужно придумать, собрать, выпустить и не прогореть. Ниже мы и разберёмся, как выжить на суровом и очень конкурентном рынке.
Сконцентрируйтесь на главном
Маркетплейс – это продукт. Очень многогранный и на самом деле сервис, но его тоже нужно планировать и продавать. При этом продавать в две стороны: и покупателю на площадке, и поставщику товара. А что продавать-то, если пока ничего нет? Это один из главных вопросов, на который вам придется ответить. Выберите направление и хорошо проанализируйте его, чтобы понимать насыщенность рынка, возможности конкурентов и покупателей. Обозначьте минимальный функционал и сделайте рабочую версию. Её можно будет сразу начать продвигать.
Для старта вам потребуется ещё…
Во-первых, каталог товаров. Это основа, без которой маркетплейса просто не будет. И у каталога есть основные обязательные подпункты:- Карточки продаваемых товаров – это небольшие окна на сайте с товаром из каталога, и отдельная страница для каждого;
- Категории и фильтры – чем больше фильтров, тем проще пользователю будет найти желанную позицию;
- Поиск по категориям, ценам, продавцам и названиями товаров.
Во-вторых, личные кабинеты, как покупателя, так и продавца. Важно, чтобы у продавцов была возможность размещать товары в каталоге и смотреть статистику, а у покупателей была корзина, история заказов и их статусы. И очень важно, чтобы личный кабинет не был перегруженным, но был удобным!
В-третьих, понятная, простая и надёжная система передачи средств от покупателя продавцу. Если система не будет доброжелательна к пользователю, он не захочет отдавать деньги. Если система будет ненадежна, то пользователь не захочет отдавать деньги во второй раз. А если два предыдущих если будут вместе… ну вы понимаете.
В-четвертых, административная система для вас, как для предпринимателя. Через неё должно быть возможным вести аналитику, модерировать наполнение маркетплейса и просматривать все данные сайта. Удобство и простота не так важна, но приветствуется. Хотя тут вы делаете для себя – смотрите как будет удобно вам.
Но много всего пойдет не по плану
Путь к успеху – это сложный путь, на котором несколько ошибок приведут к полному краху. Именно поэтому не все могут пройти этот путь до конца. Но вы можете, если посмотрите на тех, кто не дошёл и проанализируете ошибки. Я же назову вам распространенные и фатальные.
Первое, на чём можно погореть, даже не начав работать – пытаться сделать сервис целиком и без тестов. А потом окажется, что проект закончен, но он никому не нужен или им невозможно пользоваться. А ваши деньги, силы и душа бизнесмена уже пропали в капиталистической яме.
Важно также не отдавать слишком много той самой души на создание идеального, самого передового сервиса со всеми фишками конкурентов и даже больше. Сконцентрируйтесь на главном, а потом добавляйте функции постепенно. Иначе проект может вовсе не выйти.
Если же ваш маркетплейс увидел рынок, нашёл свою аудиторию и со стороны покупателей, и со стороны поставщиков, его всё ещё нужно поддерживать, дорабатывать и модернизировать. Вы могли сделать всё с нуля, или собрать из готовых шаблонов. Первый путь дороже, но даёт большее пространство для лавирования: исправление ошибок, внедрение новых технологий и любая работа с основой будут проще и дешевле. Второй путь? Правильно, изначально дешевле и быстрее, но правки – наоборот. И конечно никто не мешает вам сначала собрать проект из пресетов, накопить денег и вложиться в переработку.
Есть и третий путь. Не нанимать дизайнеров, не использовать шаблоны, а сэкономить и сделать всё самому. Но скупой платит дважды. Поэтому если у вас нет природного дара или опыта работать с веб-дизайном и UI, лучше потратиться на профессионалов и положиться на них.
Но отдать все деньги производственным профессионалом также будет ошибкой. Продукт надо продавать, поэтому заранее выделите значительный бюджет на маркетинг. При этом на двойной, потому что работать придется сразу на две аудитории: покупателей и поставщиков. Помните: если никто не узнает о вашем сервисе – им никто не воспользуется.
Закрепим важное
Конечно, запуск маркетплейса – это риск. Но кто не рискует, тот не пьет шампанское. Нужно минимизировать ошибки, спешку, необдуманность и долгостроительство.
Запомните, что вам важен работающий и понятый сервис с основными функциями. Важно, чтобы этот сервис собрали профессионалы. Важно, чтобы о вашем сервисе узнали, как поставщики, так и покупатели. А потом будет достаточно предоставлять клиентоориентированный сервис, развивать проект и быть готовым к переменам.