Интернет-магазин или маркетплейс?
Слово «маркетплейс» за последние пару лет стало звучать чаще, чем «интернет-магазин». Второе хоть когда-нибудь звучало часто в повседневной речи, это ж целое длинющее словосочетание? А пока вы вспоминаете, сколько за последний месяц слышали «интернет-магазин» я дам вам целых два ответа. Во-первых, вам повезло если слышали хотя бы пару раз. Во-вторых, маркетплейс (но в том случае, если вы только начинаете или готовы к переменам).
А это разве не одно и то же?
Технически, маркетплейс – это самый настоящий интернет-магазин. Даже торговый центр, но лучше. Почему? Потому что в него можно ходить прямо из дома, а еще он перераспределяет ответственность.
Обычный интернет-магазин должен отслеживать, оплачивать и простраивать весь маршрут своего товара: заказ, создание объявлений, фотографии, маркетинг, склад, доставка… И еще множество деталей и форсмажоров, которые нужно учитывать.
Маркетплейс занимается тем же самым, но через распределение ответственности. Он предоставляет площадку, которая берет на себя маркетинг и клиентский поток, который будет значительно выше, чем у узкоспециализированного магазина, ведь покупатель может прийти за телевизором у одного поставщика, вспомнить о столе и купить его у другого на том же сайте. Продавцам предоставляется личный кабинет с возможностями управлять витриной и просматривать статистику. Многие маркетплейсы берут на себя и логистические задачи: хранение и доставку товара.
Поставщики должны его, собственно, поставить, выложить на витрину, сделать фотографии, текст и так далее. Короче: должны продавать товар без лишних трат энергии и денег.
Что дороже?
Конечно, дороже платформа. Для того, чтобы с нуля открыть маркетплейс, вам понадобится больше сотни человек в штате и знв=ачительный бюджет. Посчитайте сами. Да, для маркетплейсов есть шаблоны, но вам все равно потребуются собственные программисты, которые будут поддерживать стабильную работу. Если вы не берете шаблон, то потребуется дизайнер. Потребуется маркетинговый отдел и реклама, ведь без этого никто просто не зайдет к вам – ни покупатель, ни продавец. Категорийный отдел для развития конкретного направления продаж (напоминаю, что маркетплейс это больше торговый центр, чем интернет-магазин). Ну и конечно же финансовый отдел, юридический отдел и бухгалтерия.
В обычном магазине все эти функции может выполнять, хоть и со скрипом, начавший дело предприниматель, ведь денежный, кадровый и вообще любой оборот значительно меньше.
Что же тогда открывать?
Вопрос очень широкий на самом деле. Для ответа на него нужно четко понимать, что вы хотите. Если вы собираетесь продавать конкретную категорию товара, то нет смысла открывать для это целую площадку. Но есть ли смысл открывать собственный сайт? И да, и нет.
Проще и дешевле купить себе место на большом маркетплейсе, сбросив себя некоторые аспекты бремени предпринимателя и просто торговать там. Но никто не мешает вам собрать денег и открыть свой сайт (а потом может быть и свой маркетплейс).
Если подводить итог: место на маркетплейсе проще и дешевле, чем собственный интернет-магазин. Маркетплейс – дороже и сложнее интернет-магазина, но он имеет значительно более широкий потенциал для развития. Сам по себе интернет-магазин? Боюсь этот воин в поле один не справится – люди все чаще вбивают в поисковую строку «купить вазу», чтобы быстро перейти в нужную категорию на «Яндекс.маркете» или «Озоне», а не для блуждания по сети в поисках более выгодного решения.
Собрались открывать магазин? Подумайте, зачем людям кликать именно на вашу ссылку, а не на условный «Wildberries».